© Фото пресс-службы губернатора СК.

Как мы уже сообщали, в Ставрополе прошла традиционная ежегодная пресс-конференция губернатора Ставрополья Владимира Владимирова. В ней приняли участие журналисты федеральных, краевых и местных СМИ. В течение двух часов глава региона подвел некоторые итоги 2021 года и рассказал, какими будут основные направления роста экономической и социальной сферы в 2022 году, ответил на вопросы журналистов. За прямой трансляцией можно было наблюдать в эфире телеканалов «Своё ТВ», «Кавказ 24». Пресс-конференция проходила с соблюдением антиковидных санитарных норм.

О QR-кодах

Первый вопрос, заданный главе края, касался ситуации с ковидом. Она под контролем, но регион должен быть готов к любому развитию событий, в том числе к новой волне вируса. Для этого есть все необходимое: резерв ковидных коек, запасы лекарств, кислорода. Как сообщил глава края, сегодня на Ставрополье выпускают 70 тысяч медицинских масок в месяц. Ранее приходилось завозить этот товар из-за пределов края. Кроме того, на Ставрополье создано предприятие для производства медицинского кислорода. «Мы точно знаем, что дальше будем делать», – сказал Владимир Владимиров.

Глава края положительно оценил мораторий на QR-коды, действующий до 20 января. Это позволило свободно вздохнуть бизнесу, получить заряд положительных эмоций людям. «Нельзя держать ограничения бесконечно, – сказал он. – Если этот период затягивается, люди теряют страх и не соблюдают правила. Передышка была необходима».

Конечно, журналистам было интересно, закончится ли приостановка использования QR-кодов после означенной ранее даты – 20 января. «Решение о возвращении системы QR-кодов будем принимать в случае кратного роста загруженности коек. В настоящее время такой необходимости нет. Будем следить за ситуацией», – подчеркнул Владимир Владимиров.

Но при этом он призвал беречь себя, думать об окружающих и близких. На следующей неделе будет проведено заседание краевого координационного совета по противодействию распространению COVID-19, на котором будет принято соответствующее решение.

Об инвестициях

Владимир Владимиров рассказал о сегодняшнем дне и перспективах экономики, инвестиционном потенциале края.

На Ставрополье немало перспективных объектов, которые благодаря участию инвесторов объективно двигают экономику края вперед. Это касается развития комплексов по производству баранины, выращиванию овощей закрытого грунта, фруктов, ягод. Растет первичная переработка «зеленой» продукции, что уже позволило существенно увеличить урожаи. Но, по оценке губернатора, в этой сфере еще предстоит много работы. Регион все еще зависит от перерабатывающих мощностей, находящихся на территории других субъектов. В 2021 году производство овощей было увеличено в 4 раза, но только 5 процентов переработано на Ставрополье.

«Развитие сортировки и первичной переработки витаминной продукции – сегодня вопрос номер один для Ставрополья, – акцентировал губернатор. – Это задача ближайших лет».

На Кавминводах строятся новые санатории. Растет число рабочих мест и за счет новых объектов инфраструктуры крупных онлайн-ритейлеров. «Самое главное, чтобы эти инвестиции переросли в зарплаты. Важно, чтобы объем рабочих мест увеличивался, рынок нагревался и зарплаты людей увеличивались», – подчеркнул Владимир Владимиров.

Точные цифры могут быть озвучены в феврале. Но, по предварительной оценке, за девять месяцев прошедшего года прирост вложений составил 30 процентов. По итогам 2021 года общий объем инвестиций в ставропольскую экономику составит около 250 миллиардов рублей, в 2022 году – 270 миллиардов рублей. Как подчеркнул губернатор, это позволит достичь главной цели – поднять зарплаты ставропольцев.

О Кавминводах

Неслучайно 2022 год объявлен на Ставрополье Годом курортов. Открываются масштабные перспективы в связи с тем, что, как известно, Правительство РФ уже утвердило проект развития Кавказских Минеральных Вод с финансированием в сумме более 50 млрд рублей из федерального бюджета. Эти средства предназначены для модернизации инфраструктуры и подготовки инвестиционных площадок. Ожидаемый приток инвестиций обещает решить задачи совершенствования инженерной инфраструктуры. Это и водоснабжение, и канализационные системы, и транспортная доступность курортного региона.

«Планируется создать пять площадок развития в городах-курортах, – отметил Владимир Владимиров. – В частности, в Кисловодске это будет Солнечная долина, прилегающая непосредственно к Курортному парку, северный склон горы Развалка в Железноводске, западный склон Машука в Пятигорске. Предусмотрены экономические преференции, которые, безусловно, должны заинтересовать инвесторов. Поле деятельности для них большое. Многие санатории нуждаются в модернизации».

О трассе «Кисловодск – Сочи»

В который раз журналисты интересовались судьбой нашумевшего проекта строительства трассы, которая соединит Кисловодск и Сочи. Как пояснил Владимир Владимиров, объект включен в стратегию развития транспортной системы РФ на 2027 год. И, собственно, по его словам, дорогу «потихоньку строят» на территории Карачаево-Черкесии. «Теперь главное не ослабить усилия в отстаивании этого проекта, – подчеркнул глава Ставрополья. – Немало сторонников этой магистрали и в Правительстве России, и у нас на Северном Кавказе. Уверен, что дорога будет».

Открытие магистрали из Кисловодска до Сочи даст большие конкурентные преимущества Кавказским Минеральным Водам. Приехав на один из курортов, человек сможет легко разнообразить свой отдых.

«Большой Кавказ» – назовем его так. И купайся, и катайся, и лечись. Это будет курорт мирового класса», – дал свою оценку Владимир Владимиров.

О коммунальной инфраструктуре

На пресс-конференции губернатора журналисты подняли тему коммунальных аварий, случившихся в прошлом году.

В частности, в полной мере эта проблема коснулась сетей теплоснабжения в Невинномысске. Владимир Владимиров сообщил, что в нынешнем году в городе химиков отремонтируют теплотрассу, чтобы не допустить в дальнейшем аварийных ситуаций.

Коммунальные аварии не возникают на пустом месте. И это касается не только теплотрасс. Общая причина для всех одна – большая изношенность – на 60-70 процентов – инженерной инфраструктуры. Идет большая планомерная работа над решением этой проблемы.

«Вы, конечно, знаете, что в тарифы на коммунальные услуги вносится инвестиционная составляющая, что необходимо для обновления сетей. Можно пойти по пути ее увеличения. Очень не хочется этого делать. Моя позиция: не торопиться увеличивать плату за коммуналку. Искать другие механизмы для решения проблемы», – отметил Владимир Владимиров.

Среди вариантов – вхождение в госпрограммы в рамках нацпроектов, использование средств краевого бюджета и привлечение инвесторов. Для модернизации коммунальной сферы на Ставрополье используются все возможности. В частности, в 2021 году только в рамках региональной программы на строительство и ремонт водоводов потрачено 1,8 миллиарда рублей. В этом году в краевом бюджете на эти цели заложено около миллиарда.

«Большие планы по замене обветшавшей коммунальной инфраструктуры и в этом году – совокупно на эти цели запланировано более 300 миллионов рублей, – отметил Владимир Владимиров. – Ведем активный поиск инвесторов, которые готовы вложить свои средства в обновление сетей».

© Фото пресс-службы губернатора СК.

О транспорте

В последнее время много делается для того, чтобы определение «транспортный тупик» в отношении Ставрополя перестало быть актуальным.

В частности, это касается расширения географии пассажирских перелетов из краевого центра. Уже сегодня из Ставрополя на самолете можно добраться не только до Москвы, но и до Санкт-Петербурга и Сочи. А с недавнего времени еще и до Махачкалы.

«Понятно, чтобы увеличить количество авианаправлений, в том числе международных, необходимо построить новый терминал в аэропорту Ставрополя, чтобы развести потоки пассажиров, также крайне нужна новая взлетно-посадочная полоса. Решаем проблемы в несколько этапов. Терминал уже строится. Три года подряд аэропорт Ставрополя участвует в системе субсидирования авиаперелетов. Добиваемся выделения средств из федерального бюджета и на строительство взлетной полосы», – проинформировал губернатор.

Планируется ли развивать железнодорожные направления? В частности, азиатское направление – в сторону Волгограда?

«Чтобы сегодня действовало пригородное сообщение на Кавминводах, из краевого бюджета доплачиваем около 200 млн рублей. То есть по сути электрички нерентабельны. Но мы это делаем, потому что транспортная инфраструктура курортного региона для нас крайне важна. Безусловно, нам нужны стратегические проекты в сфере железнодорожных перевозок, – сказал Владимир Владимиров. – Интересно в том числе и азиатское направление. Но надо учитывать и экономическую составляющую. Финансовые вливания оправданы, если хотя бы в долгосрочной перспективе затраты будут оправданы. Думаю, пока такое решение преждевременно».

И еще. В крае могут запустить скоростной поезд по маршруту Ставрополь – Кавминводы.

«Нельзя сказать, что решение полностью согласовано, стараемся, чтобы данный проект попал в транспортную стратегию России до 2030 года. Если это удастся, такой поезд у нас будет», – отметил губернатор.

Есть проблемы в сфере межмуниципальных перевозок. Целый ряд маршрутов оказывается нерентабельным. Чтобы улучшить ситуацию и сделать выход маршруток на линию регулярным, краевая власть взяла эти обязательства на себя. Сегодня это зона ответственности регионального министерства дорожного хозяйства и транспорта. Итак, какие действия предстоят. Во-первых, субсидирование нерентабельных направлений совместно с муниципальной властью, во-вторых, создание государственного пассажирского предприятия для обеспечения межмуниципальных перевозок.

О дорогах

Какова перспектива строительства объездной дороги к краевому центру от села Верхнерусского до улицы 45-я Параллель и в связи с этим ее составной – развязки Кулакова – Ленина?

«Безусловно, это крайне актуальный объект для снижения транспортной нагрузки на столицу края. Проект развязки сделали. Но, когда посмотрели план строительства, выяснилось, – сказал губернатор, – что придется закрыть этот участок аж на два года, чтобы реализовать задуманное. Представляете, какой это будет ад для движения транспорта в краевом центре? Стало ясно, что пока не будет дороги-дублера, проект реализовать нельзя. Прорабатывается вопрос осторожного и аккуратного прохождения дублирующей трассы, чтобы избежать экологических потерь. Дорога в этом случае будет извилистая, то есть автобана в любом случае не получится. Но это выход из создавшейся ситуации. Работаем. Обязательно будут общественные слушания, экологическая экспертиза, прежде чем приступим к проектной работе».

«Есть в связи с этим предложения по ограничению движения транспорта по Ставрополю, – добавил Владимир Владимиров. – Но я не представляю, как это можно сделать. Как можно запретить автомобилисту передвигаться по городу на собственном транспортном средстве?.. Предлагают также сделать «выделенку» для общественного транспорта. Но далеко не все улицы для этого подходят. Все, что возможно, в Ставрополе уже расширили».

О «Лучшем друге»

Приют для бездомных животных «Лучший друг» в Ставрополе еще с 1 января прошлого года как бы на нелегальном положении. В соответствии с новыми нормами он не может оставаться на своей нынешней территории. Кроме того, поступали жалобы от жителей расположенных по соседству домов.

«Но пока действие предписания отсрочили. Окончательное решение отложено, но работа идет. Городские власти уже выделили земельный участок для переезда приюта на новое место. Уже скоро ситуация разрешится. Будем, конечно же, ему помогать», – сказал Владимир Владимиров

Глава края сообщил, что в регионе завершается работа по проектированию двух приютов для животных – в Кисловодске и Изобильненском округе. Владимир Владимиров также отметил, что необходима дополнительная законодательная работа по уточнению некоторых формулировок. В соответствии с действующими нормами «беспризорников» отлавливают, вакцинируют и отпускают по прежнему месту «прописки». Надо уточнить, в каком случае их можно взять на содержание. Да и воспитательная работа не помешает. Ведь у многих бездомных животных были хозяева, которые сняли с себя ответственность простым способом – выгнав питомцев на улицу.

О кадрах и карьере

Губернатор пояснил, почему теперь так долго согласуются назначения его заместителей. Почти четыре месяца. «Это важно, чтобы в управленческой команде работали настоящие профессионалы, не имеющие проблем с законом, – пояснил он. – Поэтому так долго длится аудит, проводимый правоохранительными органами».

Прозвучал и такой вопрос губернатору: не было ли желания перейти в структуры федеральной власти?

«Мне нравится работать на Ставрополье, – ответил Владимир Владимиров. – Здесь настолько богатая палитра региональных особенностей и задач, которые стоят в связи с этим… Скучать некогда. И сделать еще надо так много».

Двух часов, кажется, не хватило. Потому что тем для обсуждения было еще много. Притом что даже то, что прозвучало, трудно пересказать в полном объеме. Тематика самая разнообразная – от местных проблем до перспектив выхода на международную арену нашей продукции, новых возможностей нашей курортной «жемчужины» – Кавказских Минеральных Вод.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ

Чтобы инвестиции переросли в зарплату / Газета «Новости региона» / 15 января 2022 г.